Я возлагала большие надежды на этот спектакль, ведь это Бородин, Бенедиктов, Рыклин... Я очень боялась разочароваться, сомневалась, страшилась... В общем, я очень его ждала. И вот вчера была премьера. Мне сложно четко сформулировать свои эмоции, могу сказать только, что местами пробирало до слез, а местами я ловила себя на том, что просто сижу с открытым ртом. Могу сказать, что спектакль какой-то
другой, особенный. Это не совсем то, что я себе представляла, это действительно не совсем мюзикл - несмотря на то, что актеры поют, на первом плане здесь все-таки драматическая игра, поэтому любые технические "недо-" и "не-" воспринимаются достаточно спокойно. Сам спектакль - это очень тонкая вещь, простая с одной стороны, но невероятно эмоциональная и глубоко страстная. В довольно грубых на вид декорациях (браво Бенедиктову за потрясающую конструкцию остова корабля) при минимуме реквизита рождаются сильнейшие чувства и бушуют невероятные страсти... Не в последнюю очередь - благодаря прекрасной музыке и прекрасным словам. До сих пор в голове крутятся обрывки мелодий и фраз. И конечно, благодаря прекрасным актерам. Рамиля-Ассоль - потрясающая, нежная, хрупкая, трогательная. А как поет! Очень яркий Денис в роли сына Меннерса, его признание Ассоль - одна из тех сцен, которые пробрали меня сильнее всего. Совершенно замечательный Блохин в роли Эгля, мечтатель, волшебник, поэт.
"Явился! Как всегда по воде? - Как всегда! - Врешь! - Как всегда!" Прекрасен его дуэт с Ассоль, прекрасны его стихи, прекрасна сцена в конце, когда он стар и слеп и по-прежнему читает стихи... Понравилась Галибина и Николаев, очень яркий Сипин, несмотря на второстепенность персонажа. Замечателен благородный, страстный Лонгрен. Рагулин и Погиба - очень хорошие голоса! Нельзя не сказать про хор - все ребята замечательные, как танцуют, как поют, как дерутся!
Из сцен еще очень красиво сделаны сны Ассоль и, особенно, - финальный дуэт Ассоль и Грея! Вообще в самом конце, когда со сцены раздалось "Паруса! Паруса!" и горящие взгляды всех актеров устремились к морскому горизонту за спинами зрителей, очень хотелось оглянуться и увидеть вместе с ними эти волшебные алые паруса...
Немножко фотоЛонгрен и Ассоль
Эгль и Ассоль
Меннерс-младший
Ассоль и Грей
И паруса, которых у нас, к сожалению, не было...
Фото с поклонов - Иры Семеновой ( )
Андрей Усачев, Михаил Бартенев (авторы либретто) и Алексей Бородин
Андрей Рыклин
И растроенный Станислав Бенедиктов...
И еще по поводу общего впечатления... Я вчера поняла еще одну вещь - насколько мне дорога и важна одна книга... Книга, которую я прочитала в 9 или 10 или 11 классе, не помню, неважно... "Мертвое море" Жоржи Амаду. Эта красивая книга "о жизни у моря... о любви у моря", как пишет сам Амаду, настолько проникла в мое сердце и душу, что с тех пор я сравниваю все морские истории с ней. Все истории, которые меня по-настоящему трогают, заставляют вспомнить эту книгу, всю печаль, тревогу, красоту и надежду, заложенные в ней. Вчера я снова о ней вспомнила, несмотря на то, что истории совсем разные, поэтому сегодня я сяду ее перечитывать, а здесь процитирую один фрагмент...
читатьОн [Гума] ходил на празднества в честь Иеманжи, узнал Анселмо, жреца, обладавшего чудесной силой, сообщенной ему Хозяйкой Вод, познакомился с Шико Печальным, который потом уплыл на большом корабле. Гума был еще совсем маленький, когда негр убежал из дому. Но не раз видел его у самой воды задумчиво глядящим в бескрайность, за голубую черту, где кончается все. Родная земля Шико, конечно же, была где-то далеко отсюда, в том краю без предела, куда он и уехал. Потому и уехал. Но он вернется когда-нибудь, обязательно вернется, он - моряк здешних мест и должен умереть в том порту, из которого впервые сошел на воду. Он должен еще раз увидеться с доной Дулсе, учительницей, научившей его читать и не раз вспоминавшей о нем. Когда он вернется, у него будет немало что порассказать, и мужчины усядутся вокруг него в кружок, даже самые глубокие старики придут, чтоб послушать истории, которые он расскажет. А в том, что он вернется, не может быть сомнения. Корабли несут имя своего порта, написанное на корме, повыше винта. Так и моряки несут имя своей пристани в сердце своем. Некоторые даже татуируют это имя у себя на груди, рядом с именами любимых. Бывает и так, что какой-нибудь корабль затонет вдали от своего порта. Тогда и моряк умирает вдали от своей пристани. Но потом он все же возвращается с Матерью Вод, которая знает, откуда родом каждый моряк, возвращается, чтоб увидеть своих земляков и свою луну, раньше чем пуститься в вечное плавание на пути к неведомому. Шико Печальный вернется обязательно. Тогда Гума узнает от него много разных чудес и уйдет отсюда, ибо дальние дороги моря давно уж влекут его.
Из всех воспоминаний детства память о Шико Печальном, внезапно покинувшем здешние края на большом корабле, возвращалась к Гуме чаще всего. Когда-нибудь он и сам уйдет тою же дорогой.
Не одну ночь своего детства провел Гума на палубе "Смелого", стоявшего на причале в маленькой бухте. С одного боку блестел, раскинувшись широко, тысячами электрических огней город. Он карабкался вверх по склону, звоня в качающиеся колокола многих своих церквей, и от него исходила веселая музыка, и смех прохожих, и гудки автомобилей. Свет подъемной дороги полз то вверх, то вниз, как в гигантском волшебном фонаре. А с другого боку было море, тоже все освещенное - луной и звездами. Музыка, исходящая от него, была печальной и глубже проникала в душу. Шхуны и лодки подходили безмолвно, рыбы проплывали под тихой водою. Но город, что так полнился шумом, был, однако же, спокойнее этого тихого моря. В городе были красивые женщины, разные диковинные вещи, театры и кино, кабачки и кафе и много, много людей. В море ничего подобного не было. Музыка моря была печальной и говорила о смерти и утраченной любви. В городе все было ясно, без всякого таинства, как свет электрических ламп. В море все было таинственно, как свет звезд. Городские пути были ровные, мощеные. В море был только один путь, зыблемый и опасный. Пути города давно уже были открыты и завоеваны. Путь моря приходилось сызнова открывать и завоевывать каждый день, и каждый уход в море был неведомым приключением. На земле нет Матери Вод - Иеманжи, нет праздников в ее честь, нет такой печальной музыки. Никогда музыка земли, жизнь города не влекли к себе сердце Гумы. Даже вечерами на прибрежье, где рассказывалось столько разных историй, никогда никто еще не упомянул о таком небывалом случае, чтоб сына моряка потянуло к спокойной городской жизни. И если кому-нибудь вздумается заговорить о чем-то подобном со старыми штопальщиками парусов, они не поймут и рассмеются ему в лицо. Бывает, конечно, что человеку вдруг взбредет в голову отправиться по морю поглядеть другие земли, - так бывает. Но оставить свой парус для жизни на суше - такое можно выслушать лишь за стаканом водки, да и то со смехом.Вот эта неуспокоенность, любовь к морю, надежда и при этом ощущение неизбежности гибели, обреченности были и в спектакле... И вообще спектакль - не о романтической любви, не о прекрасном принце на белом коне, а о том, как трудно просто верить и ждать... И как это необходимо...